Интервью с представителями ОАО «Завод им. Дегтярева»
Интервью с представителями ОАО "Завод им. Дегтярева"
Начальник отдела маркетинга и продаж гражданской продукции Виктор Журавлев ОАО "Завод им. Дегтярева", расположенный в городе Коврове Владимирской области, широкому кругу пользователей садовой техники известен как производитель популярных мотоблоков "Фаворит".
Нам довелось посетить завод, собственными глазами посмотреть производство и пообщаться с руководством предприятия - начальником отдела маркетинга и продаж гражданской продукции Виктором Николаевичем Журавлевым, главным конструктором Михаилом Геннадьевичем Марининым и руководителем проекта Сергеем Станиславовичем Михеевым.
Разговор получился очень интересным: нам рассказали и об истории завода, и об особенностях производства нынешней модельной линейки, и о планах на будущее, ближайшее и отдаленное. В ходе разговора была затронута и такая «щекотливая» тема, как наличие китайских комплектующих в отечественных машинах.
После разговора нас провели по цехам, показали производство и стенды для испытаний готовой продукции. Судя по тому, что нам удалось увидеть и услышать, ЗиД уделяет серьезное внимание направлению гражданской техники, считая этот сегмент рынка очень перспективным, и старается завоевать на нем достойный плацдарм.
Основная продукция вашего завода, не считая вооружения, — мотоциклы, мотовездеходы и т. д. А как в линейку попали мотоблоки с культиваторами?
Журавлев В.Н. Культиваторы зародились у нас как направление, параллельное производству мототехники. Первую попытку мы сделали давно, еще до перестройки — разработали и начали выпуск машины на базе двигателя и заднего моста от мотоцикла. В те времена это был один из лучших мотоблоков по функциональности. Правда, выпускался он маленькими партиями, серьезного спроса не было, и на какое-то время это направление практически заглохло.
В начале 90-х резко снизился спрос на мототехнику, и мы поняли, что теряем основной источник доходов. Начали искать решение проблемы. Проанализировали, что мы можем выпускать на базе наших мощностей, оценили объемы рынка. В 1998 году весь российский рынок мотоциклетной техники составлял примерно 15 тысяч единиц продаваемой продукции, причем больше половины занимал наш завод со своими 50-кубовыми мопедами. В то же время рынок мотоблоков был на порядок больше — около 150 тысяч единиц. Направление дальнейшего развития стало очевидным.
Маринин М.Г. Мотоблоки и культиваторы были выбраны еще и потому, что практически все двигатели, мосты, редукторы мы могли выпускать самостоятельно, никакой кооперации не требовалось. На серийных узлах мотоцикла нам удалось сделать хороший мотоблок. Дальше оставалось только развивать успех, внося некоторые усовершенствования. Правда, двигатели мы теперь используем только импортные, а все остальное делаем сами, и делаем хорошо.
Журавлев В.Н. Определив, что именно надо выпускать, мы внимательнейшим образом проанализировали все образцы, что были представлены в тот момент на рынке, выбрали из них лучшие и попытались сделать их еще лучше. Так, прототипом для нашего «Фаворита» послужил мотоблок «Салют», наш «Мастер» — это продолжение "Фортуны" и MTD T/240. "Лидер" - довольно удачная по характеристикам и конструкции машина, но присутствует в модельном ряду скорее для ассортимента. Основная "ударная сила" - это "Мастер" и "Фаворит".
Меняется ли спрос на культиваторы в последние годы?
Журавлев В.Н. Спрос растет постоянно и неуклонно. Согласно нашим маркетинговым исследованиям, общий прирост российского рынка садовой техники составляет 30–40% ежегодно. Основной вклад в эту цифру вносит техника для стрижки газонов и кошения травы, но и мотоблоки с культиваторами тоже не отстают, по ним спрос прирастает ежегодно на 25-30%. В этом году перспективы пока непонятны, но мы ожидаем, что соотношение импорта и отечественной продукции поменяется.
Импортеры сейчас значительно снижают активность, поэтому мы думаем, что отечественные производители увеличат объемы и долю присутствия на рынке. Раньше отечественные производители в основном были представлены в сегменте мотоблоков и тяжелых культиваторов. Сейчас, с учетом меняющейся ситуации, мы предполагаем, что сектор средних культиваторов тоже подвергнется изменению, и отечественная продукция частично вытеснит импорт.
Ни культиватор, ни мотоблок не имеют ценности "сами по себе", их сфера деятельности зависит от навесного и прицепного оборудования. Вы его производите сами или подобно многим другим производителям (в том числе «импортным») заказываете на стороне?
Журавлев В.Н. Практически все навесное оборудование для «Мастера» и «Фаворита» делают другие организации. Плуги, окучники, колеса с грунтозацепами, прицепы и т. д. мы не производим. Это перспективное направление, но мы за него не беремся, так как пока что по экономическим соображениям дешевле заказать у других. Но в своем магазине мы держим всю линейку оборудования, чтобы покупатель мог купить сразу все необходимое и приступить к работе, не отвлекаясь на поиски недостающих деталей. Также мы помогаем дилерам — если они заказывают большие партии, то мы сами закупаем все что нужно и поставляем уже готовые комплекты.
Впрочем, кое-что мы делаем сами. Например, сенокосилку и снегоотбрасывателя для культиватора "Мастер" Еще мы разрабатываем сенокосилку для мотоблока "Фаворит", такую же как и для "Мастера".
Вы используете исключительно импортные двигатели, в том числе китайские. Расскажите подробнее.
Журавлев В.Н. Последние несколько лет мы используем в основном двигатели трех производителей — американские Briggs&Stratton, японские Honda и китайские Lifan. "Львиная доля" раньше принадлежала американцам и японцам, доля китайцев изначально была небольшой. Однако мы полагаем, что сейчас, в кризис, количество мотоблоков и культиваторов с моторами Lifan существенно увеличится.
Поясню, откуда вообще у нас взялись китайские двигатели. Lifan - одна из крупнейших китайских частных компаний, производящих мотоциклетные двигатели, мотоциклы и скутеры. Параллельно они делают двигатели для генераторов, культиваторов, мотоблоков и газонокосилок. Как и почти все китайские производители, они не имеют собственных разработок, вся их продукция — это копии более известных брендов, чаще лицензионные, но где-то и «пиратские». В настоящее время почти все, что они делают, — это копии моторов Honda; унификация доходит до того, что отдельные запчасти взаимозаменяемы. Конструкция двигателей Lifan не так современна, как у более именитых марок, но они вполне работоспособны. Особенно удачны движки с горизонтальными выходными валами, их китайцы ставят на генераторы и, в частности, на мотоблоки. Такие двигатели они выпускают крупными партиями, технология производства отлажена до мелочей, поэтому с качеством проблем не возникает.
Мотоблоки и культиваторы с моторами Briggs&Stratton и Honda мы будем выпускать и дальше, потому что отношение к китайской технике до сих пор настороженное, и многие покупатели готовы заплатить больше, но получить машину с более привычным логотипом на двигателе. Впрочем, те, кто успел «попробовать» китайские двигатели, оценивают их весьма положительно.
Маринин М.Г. Приведу конкретные цифры — в прошлом году мы завезли 2000 двигателей Lifan с горизонтальными выходными валами, которые поставили на мотоблоки «Фаворит». На всю эту партию было всего два случая отказа, причем один из них мы отследили во время обкатки, задолго до продажи. На культиваторы «Мастер» тоже удалось подобрать удачный двигатель, который после стендовых испытаний показал характеристики, не уступающие «американцам» и «японцам».
Относительно «китайцев» можно привести такой вот любопытный факт. Они выдают ровно ту мощность, которая заявлена производителем. Если заявлено 5,5 л. с., то мы в ходе испытаний получаем примерно 5,37 л. с. Если Briggs&Stratton заявляет 5,5 л. с., то реально мы снимаем с него 3,3 л. с. Это не значит, что они хитрят с мощностью, просто не очень понятна методика измерений. Заявляется некая пиковая мощность, а в каких условиях она может быть получена, неясно. Но однозначно, что не в ходе обычной эксплуатации. Теоретически заявленная мощность достижима, но, повторю, лишь теоретически. А китайцы заявляют реальные цифры.
А вот в чем «китайцы» уступают и «бриггсам», и «хонде» — это в настройках и четкости работы. Заведите хондовский движок — он буквально «шелестит», шума практически нет, обороты абсолютно стабильны. «Китайцам» такое пока не под силу. Однако конечный пользователь разницу может и не заметить: двигатель не гремит, не глохнет, чрезмерной вибрации тоже нет. Да, Lifan — более шумный двигатель, у него могут слегка «плавать» обороты, но он работает и выдает заявленную мощность.
Планируется ли дальнейшее расширение сотрудничества с Китаем?
Журавлев В.Н. Основное сотрудничество с Китаем развивается прежде всего по мотоциклетному направлению. Кооперация с Lifan длится уже несколько лет, и ее можно считать достаточно успешной, хотя и непростой. Мы давно уже заказываем там комплектующие для мототехники. Это или целые комплекты, которые мы собираем у себя, или отдельные узлы (двигатель, подвеска), которые здесь ставим на свою ходовую часть. Были планы пойти по тому же пути с культиваторами, и идея была перспективной, но помешал кризис. Бешеные скачки курсов валют сделали заказ отдельных узлов в КНР нерентабельным. Надо сказать, что с китайцами следует держать ухо востро. Первый блин и у них вышел комом. Еще до того, как мы начали сотрудничать с ними, одна из специализированных китайских компаний по собственному почину попыталась скопировать наш мотоблок. И даже сделала нечто похожее… правда, если поставить две машины рядом и сравнить, то похожи они лишь издали. С двигателями-то у них проблем нет, а вот мотоблоки — дело новое. За многие годы сотрудничества с китайцами мы пришли к выводу, что сделать «сразу и хорошо» получается крайне редко, нужно постоянно их контролировать и направлять, обращать их внимание буквально на каждую мелочь и объяснять, объяснять, объяснять…
Какие именно детали будут изготавливаться в КНР?
Журавлев В.Н. Пока что такого списка не существует. Да и вообще эти планы теперь под вопросом — необходимо оценить потенциал китайцев и понять, что именно, кроме двигателей, они смогут сделать нормально. А потом оценить целесообразность перевода производства. До кризиса эта целесообразность просматривалась, сейчас же она совершенно не очевидна. Время покажет…
Каковы ближайшие планы?
Журавлев В.Н. Что касается «Фаворита», то главная задача на ближайшее время — серьезно увеличить объем производства и продаж, преодолеть отметку 10 000 машин в год. Кстати, по «Мастеру» рубеж в 12 000 культиваторов в год уже позади. И это мы считаем очень большим достижением, ведь некоторые конкуренты, объем продаж которых составляет по 10–15 тысяч в год, шли к этому очень долго. В этом году можно было бы ожидать еще большего прироста, но получится или нет — вопрос, кризис спутал все карты. Наш успех на рынке — это в первую очередь заслуга дистрибьюторов, только благодаря им достигнут резкий скачок в продажах «Мастера». Это фирмы «Аккорд» и «Агрокомплект», они работают на рынке с начала 90-х, имеют отлаженную сеть распространения. Сейчас через эти фирмы проходит существенная доля объема продаж нашей продукции. Однако мы считаем, что в идеале подобных дистрибьюторов у нас должно быть не два, а четыре-пять, и планируем расширение сети сбыта.
Из экскурсии по заводу особенно запомнились несколько моментов.
Первое — для производства именно мотоблоков и культиваторов используется преимущественно современное импортное оборудование: ленточные пилы, линия лазерной резки металла, автоматические трубогибные станки, обрабатывающие центры.
Второе - на заводе очень серьезное внимание уделяют проверке готовой продукции. Причем это не выборочная проверка, а полная проверяют каждый собранный редуктор: мотоблок устанавливают на специальный стенд и гоняют на нем 8 минут сначала на малых оборотах, затем на максимальных — именно такая проверка позволила обнаружить неисправность одного из моторов Lifan задолго до отправки машины в продажу. Может быть, это отчасти тормозит производство, но подобные затраты окупаются полностью Застоя или, наоборот, суеты нет, работа идет равномерно. Подготовленные к отправке изделия сразу же загружают в фуры и увозят к дилерам, нет затоваривания складов. Нехватки сырья тоже не наблюдается, все необходимое поступает вовремя. Наконец, стоит отметить, что сейчас практически все детали действительно делаются на самом заводе. За исключением моторов, о которых уже все сказано. Согласитесь, это не отверточная сборка, когда на почти полностью собранное где-нибудь в КНР изделие у нас только ставят крышку и клеят этикетку. С юридической точки зрения, это тоже считается «отечественным производством», но логика юристов обычному человеку понятна далеко не всегда.
Проверка редукторов на стенде.
Проверка «Фаворита» на стенде. Таким испытаниям подвергается КАЖДАЯ машина.
Шестерня червячного редуктора культиватора "Мастер".
По данным, приведенным Михаилом Марининым, за 120 часов работы износ этой шестерни составляет примерно 0,3 мм. При таких темпах «Мастера» обычному пользователю должно хватить минимум на 5 лет, даже если использовать машину не только для культивации почвы, а в комплекте со всем доступным навесным оборудованием.
Источник: сайт МАСТЕР-ФОРУМ.РУ